Обсуждение материалов 2-ой Европейской конференции по Аналитической психологии

17 октября с 18.00 до 20.00 (СГРАП).

Между Берлинской стеной и ничейной землей: работа с границами в кабинете Алессандра Кавалли и Фелисити Николс, Лондон

В своем рассуждении о «пограничном феномене» (определяемым как «продукция мозга в полусонном состоянии»), Юнг описывает свой собственный опыт полусна, в котором приснившаяся фигура (Чивантопель) хочет быть понята другим: «Нет ни одного среди них всех, кто бы познал мою душу, нет никого, кто мог бы читать мои мысли». В 1902 году, когда Юнг написал это, он использовал свою собственную «приграничную территорию» между сознательным и бессознательным, чтобы лучше понимать себя. Фигура из сна (Чивантопель, который представляет часть самого Юнга) выражает его желание найти понимающего. И, поскольку Юнг не проходил анализ, ему пришлось обратиться к своим собственным творческим процессам, чтобы понять себя. Стремление к полному пониманию является реминисценцией согласия между матерью и ребенком. Если мать недостаточно понимает младенца, он может прибегнуть к «самодельной» психологии и тогда связь с другим субъектом чрезвычайно затрудняется. Мы постараемся разобраться в конфликте между желанием наших пациентов быть понятыми и сильнейшим отторжением отношений.

Алессандра Кавалли представил первые 14 месяцев интенсивной работы с мальчиком- аутистом, где видно какие мучительные последствия провоцирует желание связи и понимания, если действует механизм комплексных защит. Алессандра показывал, как опасно перемещаться из психологии «берлинской стены» в гораздо более обычную область, где «ничто не подлежит декларированию».

Фелисити Николс говорил о взрослой пациентке, которая страдает на «ничейной земле» между двумя государствами. Пациентка хочет быть понятой, хочет говорить свободно и не иметь ничего «подлежащего декларированию» и «налегке» вступать в эмоциональный контакт. Тем не менее, большую часть времени она оставалась за своей «Берлинской стеной», где была эмоционально отсоединена, а в другое время осознавала только пугающие телесные ощущения.

Алессандра Кавалли получила образование как детский и взрослый аналитик в Обществе Аналитической психологии. Она интересуется интеграцией юнгианской и психоаналитической моделей. Она работает с детьми, подростками и взрослыми в рамках частной практики и обучает наблюдению за младенцами в Британской Ассоциации психотерапевтов. В Тэвистокской клинике в Лондоне и Болонье она преподает и супервизирует врачей, которые посещают семинар «Работа с людьми с пищевыми расстройствами», также она координирует супервизорскую программу для Джукони, детского дома в Мехико, специализируясь на работе с уличными детьми. Алессандра публиковала рецензии и статьи в Журнале Аналитической Психологии.

Фелисити Николс получила образование в Обществе Аналитической психологии (SAP) как взрослый аналитик. Она ведет частную практику со взрослыми пациентами в Лондоне.

Ни то, ни се: о бытии и делании в терапии травмы

Урсула Виртц, Цюрих

Для движения через пограничные и лиминальные пространства необходима дополнительная аналитическая установка, в которой противоположности, которые сначала, казалось бы, выталкивают друг друга, начинают довершать и регулировать друг друга, так, что появляется творческое единение (conuinctio).

Комплементарность в трансформации травмы проливает свет на парадоксы искусства терапии травмы, на энергетическое напряжение между структурированием, фасилитацией, ментализацией, рефлексией, переформулированием и — просто бытием, удерживанием, культивированием эмпатии и сочувствия, включенностью и чистым присутствием.

Здесь требуется работа от развала до прорыва в этих начальных пороговых пространствах, качание между экзистенциальными модусами бытия и делания, молчания и говорения, грез и интерпретаций, действия (actio) и созерцания (contemplatio). Парадоксальное единство травмы как бездны и плодотворной почвы, и как архетипического паттерна умирания и становления, указывает на возможность единства в сломанности. Несмотря на то, что травмированный человек — уже больше не тот, кем он был, и еще не тот, кем он хочет стать, это пограничное состояние «ни того, ни сего» подталкивает обоих — и пациента, и аналитика — в полымя взаимной трансформации.

Урсула Виртц — юнгианский тренинг-аналитик, выпускница Института К.Г.Юнга в Цюрихе (1982). Она — член преподавательского состава Международного Общества Аналитической Психологии в Цюрихе (ISAP Zurich), председатель Ученого совета «Юнгианской Одиссеи», а также принимает участие в тренинговой подготовке юигианских аналитиков в Восточной Европе. Она преподавала в нескольких европейских университетах и является автором многочисленных публикаций о травме, этике и духовности. Ее новая книга «Травма и за ее пределами: мистерии трансформации» готовится к выходу (Spring Journal Books).