Игра это серьёзно


Сегодня я часто сталкиваюсь с тем, что дети все меньше играют и все больше обучаются. Правильно ли это? Давайте разберемся, а зачем вообще ребенку  играть? Вспомните, сколько удовольствия вызывало у вашего малыша забава, когда он, прикрыв ладошками глазки, играл с вами «в прятки». Или в шесть лет, например, сын с интересом строил города, устраивал баталии. А дочка, нарядившись в принцессу, погружалась в свой сказочный мир. Игра – это удовольствие, которое ребенок может организовать себе самостоятельно. Это переживание нельзя сравнить с пассивными развлечениями — клоуны, детские автоматы, компьютер.  Шаг за шагом ребенок учится испытывать радость от процесса и результата игры. Эти переживания являются источником удовольствия во взрослом возрасте от выбранной профессии и от жизни в целом.

Через иÔîòî äåòñêîãî ôîòîãðàôà Èãîðÿ Ãóáàðåâàгру ребенок так же изучает реальность, примеряет на себя новые роли. Девочке важно играть в «Дочки-матери», а мальчику побыть воином — Джедаем. Вспоминается случай, когда ребенок в терапевтическом кабинете, раз за разом собирал все пистолеты и расхаживал с важным видом по комнате — он полицейский. Это была его попытка почувствовать через игру свою силу, преодолеть ощущение собственной незначительности. Он рос в семье, где были жесткие правила и ограничения. Теперь «став полицейским», правила мог задавать он сам. Постепенно мой маленький пациент стал чувствовать себя свободнее и увереннее. Прежде чем, что-то станет реальностью для  ребенка, в это нужно будет много раз сыграть. Возможность побывать в разных ролях в детской игре, помогает потом взрослому сориентироваться и найти свое место в жизни.

В игре дети учатся общаться и соблюдать правила. Это коллективные игры, в которые ребята с удовольствием играют в шкÔîòî äåòñêîãî ôîòîãðàôà Èãîðÿ Ãóáàðåâàоле и в детском саду, переживая радость совместного творчества. Здесь уже надо учиться договариваться с другими, подчиняться общим правилам, уметь постоять за себя. В моей практике был случай, когда мальчику шести лет было сложно построить отношения с другими ребятами. Он выходил на детскую площадку с самой большой игрушкой, ожидая, что на него обратят внимание. Большую часть своего времени он проводил с мамой,  был интеллектуально развит, посещая различные клубы, а вот строить отношения  с другими не научился. Полноценный опыт взаимодействия со сверстниками можно получить лишь в группе детского сада, общаясь каждый день с одними и теми же  детьми. Детство это прекрасная возможность пережить ощущение включенности в мир отношений, испытать чувство общности с другими людьми и научиться занимать свое место в этом мире.

Для ребенка игра — это почти единственный способ  выразить то, что его волнует, возможность найти выход из сложной ситуации. У моей пациентки-первоклашки  болел живот, родителям часто приходилось забирать ребёнка посередине учебного дня. На наших сессиях девочка часто разыгрывала один и тот же сюжет — большая паучиха нападала на стайку беззащитных насекомых. На одном из занятий она стала озвучивать свою игру. Паучихой оказалась учительница, которая часто кричала на детей. Ее боль в животе была связана со страхом перед педагогом.  Справившись в игровой ситуации, выразив агрессию, живот у девочки перестал болеть. Здесь, благодаря игре открылись содержания, которые ребенок по-другому выразить не мог. Ему была предоставлена возможность и пространство для выражения своих чувств. Игра является целительной для ребенка. Часто игра снимает напряжение, которое накопилось у ребенка за день, дети проигрывают возникшие сложные ситуации. Рассказывают о своих страхах, выражают накопившуюся агрессию, жалуются на несправедливость. В этих играх они постепенно учатся справляться со своими маленькими проблемами. Ребенку просто необходимо играть в течение дня.  Выбирая детский сад для сына или дочери, изучите расписание,  важно, чтобы вторая половина дня была свободна от занятий и предоставлена совместной игре детей. Обратите внимание на то, как ваш ребенок играет, ведь не всякую манипуляцию с игрушками можно назвать игрой.  Иногда это может напоминать однообразную серию действий с предметом. Возможно, это связано с тем, что дети привыкают к тому, что   игру организует взрослый — это всевозможные игры по образцу, которые часто используются на занятиях. Нельзя сказать, что обучающие игры не нужны, главное, чтобы у вашего сына или дочери была возможность поиграть  самим ежедневно. Если же такой возможности мало, то постепенно потребность играть может быть блокирована. Приоткройте дверь в детскую вашего ребенка, когда он играет, если он захвачен процессом, это ощущение будет передаваться и вам. Вы прикасаетесь к чему-то тайному и интересному, в такой игре всегда есть спонтанный сюжет, в который ребенок погружается полностью. После таких игр ребенок чувствует себя удовлетворенным или освободившимся от чего-то. Такие моменты  детства всегда  являются источником творчества и вдохновения для взрослого человека.

Потребн197ость в игре является универсальной и, если она не удовлетворяется, то это может затормозить психическое и эмоциональное развитие вашего ребенка.

Ирина Кочеткова,

клинический психолог,

психоаналитически-ориентированный психолог, аналитический психолог.

Статья написана для журнала «PREMIER PRODUKT»