Может ли наказание развивать?


images (39)Все мы родители в глубине души лелеем мысль о том, чтобы наш ребенок был счастливым, успешным, и уж точно никто из нас не хочет, чтобы дети повторяли наши ошибки. Занимаемся, развиваем, водим в разнообразные кружки, тем более выбор сегодня велик. Надеемся, что это поможет им в будущем.
И действительно, со временем мы понимаем, что наш ребенок много знает, многому научился, испытываем гордость за него. Детские клубы, кружки, секции, безусловно, полезны, но они решают лишь задачи интеллектуального развития. Гораздо сложнее понять, а научился ли он, например, понимать свои собственные чувства, желания, отношения с другими людьми, а не только наши ожидания. Чаще получается, что о самом ребенке, о его переживаниях, чувствах, о том, что он уже родившись, уникален, мы задумываемся реже. Меньше размышляем над тем, что ему интересно, чем он живет, какой он человек сейчас, а не когда вырастит? Как построить с ним диалог, для того, чтобы поближе его узнать, понять, что творится в его детской душе? И не менее важен вопрос, а мы – родители то сами, ему интересны?
И здесь речь идёт скорее об эмоциональном развитии ребёнка. Что делать, к примеру, когда он не слушается, дерется, у него нет друзей. Или когда ребенок постоянно болеет и любую сложную ситуацию встречает слезами.

Консультируя родителей, я чаще всего сталкиваюсь с их тревогой и растерянностью перед детской агрессией. Много чувств вызывает и систематический обман детей, зависимость от компьютера, нежелание учиться.

Частым бывает вопрос о наказании. Этот вопрос всегда вызывает напряжение, с ним связано много противоречивых чувств. Наказали ребенка, а потом испытываем чувство вины, правильно ли поступили, а может быть, нужно было по-другому.
Обсуждая вопрос наказания с родителями, встречаюсь с двумя различными точками зрения, либо наказывать нужно всегда и чаще всего физически, по принципу «нас били и ничего, выросли людьми». Либо не наказывать совсем, так как есть страх, что ребенок вырастет несвободным, зажатым, с чувством вины: «меня часто в детстве били, теперь я многого боюсь и не хочу, чтобы ребёнок проходил через этот кошмар». Нетрудно заметить, что наказание чаще всего ассоциируется с насилием – физическим или эмоциональным. Чтобы ответить на вопрос, нужны наказания или нет, необходимо понимать закономерности детского развития.
Безусловноimages (42), ценности современного общества сильно изменились за последние десять-пятнадцать лет. Мы хотим видеть детей свободными, открытыми, реализующими свой потенциал. Но может ли свобода быть абсолютной – вряд ли. Мы живём в обществе, в котором неизбежно возникают правила и ограничения. Знание этих правил делает нас людьми. Ребёнку важно научиться выстраивать отношения с людьми в будущем, понимать, что можно делать, а что нельзя, что принято, а что нет. Познакомить ребёнка с системой ограничений — одна из наших задач. Например, всем понятно, что нельзя унижать другого человека, причинять вред ему или себе. И здесь, мы, родители, должны быть последовательны. Правила и запреты являются фактором безопасности. У ребенка гораздо меньше тревоги, если он с ними знаком. Введение системы ограничений способствует эмоциональному развитию наших детей. А вот знакомство с ними, не обязательно начинается со шлепка. Формы наказания могут быть различны — для каждого возраста свои. Лишение просмотра любимого мультика, игры за компьютером, прогулок.

Можно выделить несколько важных моментов, которые касаются системы ограничений:
• Прежде всего, для ребенка необходимы четкие и понятные границы дозволенного. Ребенку важно проговорить, как «можно» и как «нельзя». И действительно важно, чтобы эти правила соблюдались прежде всего нами — родителями.
• Необходима последовательность действий: если нельзя, то нельзя. Бывают ситуации, когда под влиянием своих чувств, мы забываем или отменяем наказание. У наших детей великолепно развита интуиция и они умеют пользоваться нашей слабостью.
• Объясняя ребенку, что он не прав, важно показать причину запрета, иначе всегда может возникнуть желание самостоятельно проверить, почему же это нельзя делать и что будет, если он все-таки это сделает.
• Наказание следует за поступком. Не стоит откладывать, растягивать, а тем более без конца напоминать ребенку о его промахе.
• Наказывая, важно показать, что не ребенок плохой, а плох его поступок. Тогда он получит опыт, что все люди не идеальны и имеют право на ошибку.
• Скорее всего ребёнок будет недоволен наказанием, сердиться, обижаться. Это нормально, важно, чтобы со временем он всё же принял эту ситуацию
• Очень важно, чтобы у ребенка оставалась внутренняя уверенность — чтобы он не натворил, родители его любят и будут любить.

Несколько  аргументов против физического наказания.

В любом случаеnakazanie, шлепок, это удар. Это приучает ребенка к насилию, которое становится чем-то обыденным, и порой единственным выходом из конфликта. Это же касается и эмоционального насилия – унижения, шантажа. Если наказание порождает в ребёнке только страх и агрессию, оно теряет весь свой воспитательный момент. Страх не лучший руководитель поступками ребенка, в нем начинает копиться злость и тайное желание отомстить. Разрушается самоуважение, он чувствует себя униженным, недостаточно любимым.

Важно упомянуть ещё один аспект, главное, чтобы наказание было последним средством, когда других аргументов, в пользу принятых в семье правил не остается. Иначе существует риск, возникновения постоянного конфликта с ребенком, в котором, нам родителям придётся всё время усиливать методы воздействия. Иногда наказание, появляется, когда мы, не смогли легко и быстро добиться желаемого от своего ребёнка. А возможно ли это?

Итак, наказание связано с введением системы ограничений, которая способствует развитию ответственности у ребёнка. Помогает ему ориентироваться в системе ценностей семьи и окружающих людей. В этом случае «хорошее» наказание помогает ребенку расти.

 

Ирина Кочеткова,

клинический психолог, 

психоаналитически-ориентированный психолог, аналитический психолог.