Аналитическая психология

«Моя жизнь и моя научная работа составляют единое целое. В некотором смысле именно моя жизнь была воплощением моих работ. То, что я есть, и то, что я пишу — едино. Все мои идеи и все мои усилия — это я.»
К.Г.Юнг

Аналитическая психология – это направление глубинной  психологии, основанное выдающимся швейцарским психологом, психиатром и мыслителем XX века Карлом Густавом Юнгом. В начале своего пути Юнг находился под значительным влиянием Зигмунда Фрейда. Их дружеские отношения и переписка давали импульс для развития психоанализа. Постепенно, к 1913 году, наметились значительные разногласия, которые привели к разрыву, и в дальнейшем каждый развивался в своём направлении. Несмотря на значительные на тот момент расхождения во взглядах, Юнг всегда относился к Фрейду с большим уважением, подчеркивая несомненную важность открытий, сделанных основателем психоанализа. З.Фрейду удалось обнаружить отчетливую связь между клиническими проявлениями психических расстройств и противоречиями, конфликтами между бессознательными влечениями и сознанием человека. Бессознательное обнаружило свою автономную, безличностную природу. В нем, как оказалось, присутствует не только то, что было когда-то содержанием сознания, а нечто более глубокое и фундаментальное.

Обобщая разговор о сходстве аналитической психологии и психоанализа, подчеркнем, что обе школы самым пристальным образом изучают бессознательное, то есть совокупность потенциально неисчерпаемых психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль и полное, ясное осознавание. Также обе школы уделяют большое внимание психодинамике внутренних процессов в психике, то есть сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

Однако Юнг, помимо личного бессознательного, ввёл понятие «коллективного бессознательного» и пересмотрел представления Фрейда о психической энергии либидо и его преимущественно сексуальной природе. Изучая культуру, религию, мифологию, клинический материал пациентов, Юнг  пришел к выводу, что существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное, общечеловеческое бессознательное, уходящее корнями в мир первопредков и животных.

Согласно теории Юнга, коллективное бессознательное структурированото есть подчинено локальным программам/матрицам – архетипам, которые, в свою очередь, подчинены главному системообразующему архетипу – Самости, представляющему собой ядро заложенных в человеке возможностей, которым предстоит раскрыться в течение его жизни. Архетипы – врожденные нейропсихические структуры, проявляющиеся в общих мотивах поведения человека и его взаимоотношений с миром. Архетипы возникли в процессе тысячелетий эволюции, определившей их базовый, универсальный, надличностный характер.

Для изучения древних слоев архетипа аналитическая психология интересуется миром животных, достижениями этологии (науки о поведении животных). Для изучения средних и верхних слоев архетипа аналитическая психология интересуется символической жизнью человека – мифологией, религией, политикой, историей, фольклором, литературой, живописью и музыкой, тем, что составляет человеческую культуру. Толкование символов в широком историческом и культурном контексте является одной из отличительных особенностей аналитической психологии.

Личная жизнь человека,  его попытки раскрыть свой потенциал,  достичь целостности, все успехи и неудачи на этом пути составляют предмет собственно анализа, долгосрочного взаимодействия анализанта и аналитического психолоа. В фокусе юнгианского анализа оказываются воспоминания, фантазии, сновидения, прошлый опыт и отношения аналитика и анализанта, а также личная философия человека, его жизненные стремления, смыслы и творчество. Целью такой кропотливой работы является процесс индивидуации — это одно из центральных и многомерных понятий введённых Юнгом, изучению которого он посвятил всю свою жизнь.

Заметим здесь, что в юнгианском анализе, наряду с поиском причин симптомов и жизненных проблем пациента, широко применяют телеологический подход, предполагающий ответ на вопрос — для чего, ради какой цели возникает тот или иной психический феномен — симптом, состояние, событие в жизни человека?..

Дальнейшее развитие аналитической психологии  привело к выделению трёх школ, тесно связанных между собой и происходящих из общих теоретических источников:

Классическая школа  продолжает традиции, заложенные К.Г. Юнгом. Архетипическая школа, основанная в 70-е годы Д. Хиллманом,  ставит акцент на работе с архетипическими образами. Школа развития, возникшая в 50-е годы, интегрировала классический подход Юнга и одно из направлений в психоанализе – теорию объектных отношений. Здесь большое внимание уделяется раннему детскому опыту и отношениям аналитика и пациента. Основателем этого направления является М. Фордхам, который плодотворно сотрудничал с британской школой психоанализа.

Идеи Юнга оказали значительное влияние на философию, науку, культуру, искусство XX века. Они остаются востребованными и актуальными и в наши дни. Творческое наследие Юнга это двадцатитомное собрание сочинений его работ, выходящих далеко за рамки психологии и психиатрии, посвящённых восточной и европейской философии, мифологии, религии. В 1948 в Цюрихе был создан Институт в качестве образовательного и исследовательского учреждения, посвященного аналитической психологии, который продолжает свою работу и по сей день. Юнг в качестве руководителя участвовал в обучающей и научно-исследовательской деятельности института вплоть до своей смерти в 1961 г. Сегодня, сертифицированных аналитические психологи со всего мира объединены в профессиональную организацию— Международную Ассоциацию Аналитической Психологии (International Association for Analytical Psychology).  

Подготовка сертифицированного специалиста – аналитического психолога — занимает годы, требует, как всякая редкая специальность, больших душевных и материальных вложений, главным из которых является учебный анализ. Впоследствии, при начале собственной практики, студент обязан посещать супервизии обсуждать свою работу индивидуально и в группе других студентов. Это лучшая школа, обучающая методологии анализа, этике, формированию аналитической позиции, поддержанию границ, продолжению собственного профессионального и личностного роста.

Благодаря синтетическому, гибкому и открытому подходу, широте и глубокой внутренней культуре, Юнгу удалось создать теорию, которая дала импульс к развитию других  направлений в психотерапии. Это арт-терапия, символдрама, юнгианская психодрама, процессуальная терапия Минделла, песочная терапия, мандала-терапия, плэй-бэк театр и др. Поэтому представители данных направлений имеют возможность почерпнуть много полезного для своего собственного развития и профессионального роста, погружаясь в аналитическую психологию Юнга, находясь в процессе обмена мнениями и опытом с коллегами других школ.

Curih_psyclub (1)jungСнимок555

Текст взят с сайта Межрегионального обучающего центра по Аналитической психологии